Самоназвание - маарулал. Язык - аварский. Аварцы (577 тыс. человек по данным 1996 г.; иберийско-кавказская языковая группа).Основная область расселения - регионы западного горного Дагестана. Сельское население аварцев составляет 68 % и расселено главным образом в 22 районах республики. В Ахвахском, Ботлихском, Гергебильском, Гумбетовском, Гунибском, Казбековском, Тляратинском, Унцукульском, Хунзахском, Цумадинском, Цунтинском, Чародинском и Шамильском районах аварцы составляют 98-100 % населения. В Кизилюртовском районе доля аварцев выросла почти до 80 %, в Хасавюртовском, Кизлярском, Буйнакском и Кумторкалинском они составляют треть, а в Тарумовском, Бабаюртовском, Левашинском и Новолакском - до четверти всего населения. В городах и поселках городского типа проживает 32 % аварского населения. В Махачкале они составляют 21 %, в Кизилюрте, Южно-Сухокумске и Буйнакске - 43-52 %, в Хасавюрте, Кизляре и Каспийске - 12-22 %. Аварцы составляют значительную часть населения поселков городского типа: Бавтугай, Новый Сулак, Шамилькала, Дубки, Шамхал.
Аварский язык относится к нахско-дагестанской группе северокавказской семьи. Имеет много диалектов и говоров. В основу литературного языка лег так называемый 'гьоболмацI'-язык гостя, выработанный веками при общении на базарах, с гостями; в специальной литературе он назван 'болмацI'-язык войска. Письменность на аварском языке была создана на основе арабской графики (аджам) в XV-XVI вв. В 1928 г. был введен алфавит на основе латинского письма с одновременным переводом преподавания в школе на родной язык и изучением русского языка в качестве учебного предмета. С 1938 г. действует письменность на основе кириллицы. Обучение в школе до третьего класса ведется на родном языке, далее - на русском. Из аварцев, проживающих в Дагестане, родным считают язык своей национальности 98,8 %, русским языком свободно владеют в качестве второго языка 64,5 %, среди городского населения - 82 %.,br.
Аварцы - мусульмане-сунниты, но сохранились пережитки языческих верований: почитание природных явлений, небесных светил, святых мест (горы, скалы), обряды вызывания дождя и солнца, магические действия от сглаза и др.
Аварцы занимали бассейны трех рек - Аварского и Андийского Койсу, Каракойсу, восточная граница шла от Главного Кавказского хребта (гора Гутон) до предгорья; западная - от горы Диклосмта до равнины (В.Чирюрт). В 1940-1960 гг. часть населения из высокогорных районов, малоземельных селений (около 120 тыс. человек) переселилась на равнину - в Кизлярский, Хасавюртовский, Кизилюртовский районы. Около 43 % аварцев живут в городах.
Этноним 'аварцы' производят от имени царя Серира Авара (VI в.). Аварцы до недавнего времени - начала XX в. - не называли себя 'аварцами', они - 'магIарулал'. Термин 'аварцы' закрепился благодаря российской документации. В средние века аварцы входили в состав Аварского и Мехтулинского (образовалось в XVIII в.) ханств и множества (около 40) 'вольных обществ' - союзов сельских общин: Андалал, Анцух, АнцIросо, Гидатль, Гумбет (Бакълъулан), Келеб, Карах, Хиндалал (Койсубулу), Тлейсерух и др. Все общины, входившие в ханства и 'вольные общества', находились в союзных отношениях, основанных на различных соглашениях и общих адатах (обычаях). Единая правовая система и общественная консолидация способствовали выработке общей политической культуры и моральной ориентации. Вместе с тем аварцы не были объединены в одно государственное образование. Управление в феодальных владениях отличалось от 'вольных обществ'. В ханствах (Аварском, Хунзахском, Мехтулинском) не было единой системы административного деления и управления. Официально все вопросы внутреннего и внешнего управления решал хан, а реальная власть на местах принадлежала бекам, которые прислушивались к мнению схода и старейшин. В основном все вопросы решались на основе адатов.
Многие 'вольные общества' были политическими и этнографическими единицами (субэтносами), имевшими свои культурно-бытовые, языковые особенности. Входившее в 'вольное общество' селение - сельская община - было самостоятельной хозяйственно-политической единицей, основанной на кровнородственных и соседских отношениях, частной собственности ее членов и одновременном совладении ими общественной собственностью на своей территории (пастбищами, частично сенокосами, лесами, водными источниками), строгом соблюдении адатов.
Традиционная социальная организация - селение (независимо от размера и численности населения - в среднем 110-120 хозяйств с населением 500-550 человек). Община состояла из патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В XIX в. преобладали территориальные отношения, уже нарушался принцип родственного расселения, хотя еще были сильны традиции внутрикультурной солидарности. Управление осуществляли выборные лица и сельский сход (джамаат), в котором участвовало все взрослое мужское население (старше 15 лет). При выборах правителей - старейшин (чIухIби, гIадилзаби, хараби) - соблюдался принцип представительства тухумов.
Со второй половины XIX в. структура управления несколько изменилась: главным лицом становится старшина, фактически назначаемый властями. Ему помогали старейшины, исполнители (гIел), охранники полей (гIел), глашатаи (мангъуш). Наиболее важные для общины вопросы обсуждались на сходе.
Традиционные сельскохозяйственные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. В горных и предгорных районах земледелие сочеталось со скотоводством, преобладал крупный рогатый скот, в высокогорной зоне ведущая роль принадлежала скотоводству - овцеводству. Создавали террасные поля на склонах: с межевыми откосами; укрепленные каменными стенками на сухой кладке; на крутых склонах - узкие поля на высоких подпорных стенах. Культура террасного земледелия здесь достигла высочайшего уровня. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях - бобы, фасоль, тыкву, овощи). В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, деревянные колеса-самокачки). Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень (бугIа), рожь, овес, просо, бобовые, тыкву, позднее - кукурузу, картофель. Из технических культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах, крупу делали на ручных жерновах. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством. Выращивали абрикосы, персики, сливу, алычу, черешню, яблоки, груши. Практиковалось домашнее сушение фруктов, изготовление вин.
Аварцы занимались домашними промыслами и ремеслами: женские - ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; мужские - обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, оружейное, ювелирное дело, чеканка по меди, изготовление деревянной утвари. Богата была техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь, применяли вставки из натуральных полудрагоценных камней, цветного стекла.
Современные занятия аварцев основываются на традиционных формах. Усилилась зональная специализация, нижнее предгорье, как и равнина, с поливными землями и механизированным трудом, стало зоной производства зерна, виноградарства и овощеводства, стойлового содержания мясо-молочного скота. В горах уменьшился удельный вес земледельческого труда, преобладают мясо-шерстное животноводческое направление с отгоном на летние и зимние пастбища и кутанное хозяйство на равнине. Хозяйственная деятельность стала многоотраслевой, в ряде районов были открыты (на базе центров кустарных промыслов) комбинаты, построены фруктово-консервные заводы. В последнее время хозяйство аварцев переживает характерные для всей России и Дагестана процессы упадка и развала.
Поселения аварцев разнообразны по внешнему виду, размерам, месту расположения, времени образования. В высокогорье поселения небольшие (30-50 домов), по возможности вблизи речек, в горах - как довольно крупные (300-500 домов) на склонах гор, так и средних размеров (100-150 домов) на вершинах хребтов, скальных уступах, крутых склонах (в труднодоступных местах). Все они ориентированы на юг. Планировка скученная, дома тесно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стену вдоль узких, кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннели. Такая планировка усиливала обороноспособность населения. Многие селения укреплялись боевыми башнями, а на окрестных высотах строили сигнальные башни. Новые кварталы на ровных окраинах (с конца XIX в.) менее скучены. Общественным центром была площадь для народных собраний (схода), на которой стояла и мечеть. Крупные селения делились на кварталы, которые в прошлом занимали отдельные тухумы. К XIX в. потухумное расселение нарушается и большей частью кварталы становятся территориальными единицами. За годы советской власти многие селения преобразились. Выросли новые населенные пункты (Гуниб, Хебда, Майданское, Курми, Дубки), некоторые целиком переселились в наиболее удобные места (Гоор, Могох, Хиндах, Карата, Гамсутль).
Традиционное жилище представлено разнообразными типами и формами: каменные с плоской земляной крышей одноэтажные, двух-трехэтажные, четырех-пятиэтажные башнеобразные дома с отдельным входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хозяйственные помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отдельные кварталы. В предгорной зоне жилые и хозяйственные постройки располагались внутри небольшой усадьбы. Жизнь семьи проходила в одной комнате, если даже в доме и было несколько помещений. Наиболее своеобразным был интерьер комнаты, характерный для центральной Аварии: большие размеры - 80-120 м2, деревянное хранилище на всю стену (цагур), открытый очаг в центре, высокий потолок - 3,5-4 м. В конструкцию цагура входил орнаментированный глубокой резьбой столб с капителью. Очаг и столб играли культовую роль, олицетворяя семью, ее благополучие, идеологическое единство родственной группы. Одно помещение в доме, обставленное более нарядно, с камином, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. В конце XIX в. появились дома с широкими окнами и деревянными полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железным покрытием, украшенные резными камнями. Современное жилище - это одно- или двухэтажная постройка с застекленной террасой, интерьером комнат, близким к городским квартирам.
Традиционная мужская одежда: туникообразная рубаха, штаны с узкими штанинами на вздержке, бешмет (гужгат), овчинная папаха, чувяки из сыромятной кожи. В Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь. Зимой надевали овчинные шубы (разные формы по обществам), войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили пояс с набором серебряных пуговок, подвесок, пластинок и кинжал, украшенный слоновой костью, позолотой. Женская одежда отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои специфические особенности. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества, селения женщина. Костюм женщины менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Головной убор имел многочисленные варианты. Налобная его часть, сшитая из парчи, шелка, украшалась галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Женщины к нарядной одежде надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет. Зимняя одежда состояла из овчинных шуб, наплечных накидок. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли - мачуял, башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Современная одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, каракулевые папахи, вязаные носки, чохто.
Традиционное питание основывалось на мучных изделиях и мясо-молочных продуктах. Распространенным блюдом был хинкал (несколько видов и из разной муки), подаваемый с вареным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой. Готовили каши из муки, супы из бобовых, вареники с различной начинкой (мясо, творог, травы). Варили зерна пшеницы и кукурузы с фасолью в разных сочетаниях, заправляли жиром. Хлеб пекли на закваске и пресный, блины на сыворотке, пироги (чуду) с различными начинками. Мясо употребляли в свежем и сушеном виде, особенно ценилась сушеная колбаса. В питании важное место занимали молоко, масло, творог. Слабоалкогольный напиток (чIачIа) готовили из солода и толокна (из голозерного ячменя), в горных долинах употребляли виноградное вино. В современном питании, при сохранении традиционной основы, появились закуски, соленья, варенья, чай, макаронные изделия, картофельные блюда и др.
Традиционная форма семьи - малая (родители и дети). Женатого сына выделяли в отдельное хозяйство. Придерживались одногамии (родственная, внутритухумная, сельская). Выход за пределы аула осуждался. Семейные отношения регулировались обычаями, нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих хозяйственных и семейных дел. Свадьба и свадебные обычаи различались по обществам, селениям. Среди множества действий и обрядов особым весельем, смеховыми и театрализованными сценами, состязанием в остроумии сторон отличалась процессия перехода невесты в дом жениха. Существовал обряд первого выхода молодой в сопровождении родственниц к источнику (на 3-5 день), после чего она подключалась к хозяйственно-бытовой жизни новой семьи.
Одним из любимых и древних праздников был День первой борозды, открывавший цикл хозяйственно-полевых работ (новый хозяйственный год). Он включал ритуальную вспашку (две-три борозды), магические действия, направленные на обеспечение хорошего урожая, коллективное угощение и моление, развлекательные сцены, различные игры, спортивные состязания.
Аварцами в XI-XII вв. была воспринята арабо-мусульманская культура, которая получила развитие на местной основе. Сохранились эпиграфические надписи, относящиеся к этим векам. В XIV-XV вв. были распространены книги научного, богословского, философского содержания. Появились ученые: Мухаммед из Кудутля, Махад из Чоха, Абдурахман из Согратля, Дибиркади из Хунзаха и др., чьи работы пользовались широкой известностью. Был развит фольклор: исторические предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни-колыбельные, лирические, героические ('О разгроме Надир-шаха', 'Ахульго', 'Хочбар' и др.), исполнявшиеся под музыку и без музыки. Популярные музыкальные инструменты - чагана (смычковый), чагур, тIамур - пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Любимы были поэты-певцы Алигаджи из Инхо, Тажудин Чанка, Махмуд из Кахаб-росо.
В наше время 43 % аварцев живут в городах, на аварском языке ведутся радио- и телепередачи, издаются книги, десятки газет, журналы, переводная литература, действует Аварский музыкально-драматический театр, работают сотни докторов наук и кандидатов, специалистов почти во всех областях науки и техники.
Большой вклад в науку внесли историк и юрист Х.-М.Хашаев, философ Х.М.Фаталиев, историк Г.Д.Даниялов, медик Х.О.Булач, языковеды Ш.К.Микаилов и М.-С.Саидов, литературовед Г.Г.Гамзатов, физики И.К.Камилов, A.A.Абдуллаев, доктор технических наук Ш.Г.Алиев, философ Р.Г.Абдулатипов. Широкой популярностью пользуются произведения Гамзата Цадасы, Расула Гамзатова, Фазу Алиевой. С большим уважением аварцы относятся к именам революционеров Махача Дахадаева и Муслима Атаева, государственного деятеля Абдурахмана Даниялова, лауреатов Государственной премии СССР Ислама Исламова и Омара Пакалова, художников Халилбека Мусаева и Муэтдин Араби Джемала, пятикратного чемпиона мира по вольной борьбе Али Алиева, олимпийского чемпиона Загалава Абдулбекова, генерал-полковника Магомеда Танкаева, Героя России летчика-испытателя Магомеда Толбоева, маршала Турции Мухаммеда Фазила из Чоха, певиц Айшат Араканской и Патимат Нуцаловой, Муи Гасановой, певцов Омара Арацил и Даку Асадулаева, музыканта Рамазана Магомедова.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся успехи в культурно-бытовом развитии, невозможно не упомянуть о существующих сегодня серьезных проблемах. Жизненные условия в сельской местности, особенно в высокогорных, небольших по размерам селениях, довольно трудные. Слабая техническая база, заброшенные земли, низкая урожайность, ухудшение качественных показателей скотоводства, развал колхозов и совхозов, отсутствие внимания со стороны государства к нуждам крестьян, безработица обусловили низкие доходы семей, материальные затруднения, моральную неудовлетворенность. К этим условиям следует добавить плохие дороги, отсутствие в селениях культурно-бытовых объектов, слабую материальную базу культуры. Все это вызывает отток молодежи с гор на равнину, увеличение армии безработных в городах. Остро стоит проблема переселения аварцев из Грузии, взаимоотношений с аварцами Северного Азербайджана. Правительственная программа 'Горы', предусматривающая возрождение экономической жизни, прогрессивных трудовых и общественных традиций в горных районах, создание современных культурно-бытовых условий, малознакома населению и слабо реализуется, как и программа Аварского народного движения.