Информационно-развлекательный сайт  
Dagestanskij.narod.ru
Информационно-развлекательный сайт
dagestanskij.narod.ru

 Главная  Форум  Гостевая  Чат  MP3


МЕНЮ
  • ГЛАВНАЯ
  • ФОРУМ
  • ГОСТЕВАЯ
  • НОВОСТИ
  • АУДИО
  • ВИДЕО
  • ФОТО
  • ЗАКАЧАТЬ
  • ДОБАВИТЬ
  • КАТАЛОГ
  • БИБЛИОТЕКА
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

  • ДАГЕСТАН
  • ИСТОРИЯ
  • КУЛЬТУРА
  • ЛИТЕРАТУРА
  • РЕЛИГИЯ
  • НАРОДЫ
  • ЯЗЫК
  • ГОРОДА И СЕЛА

  • РАЗНОЕ
  • СОФТ
  • СКРИПТЫ
  • WEB-МАСТЕРУ
  • МОБИЛЬНИК
  • ОТПРАВИТЬ СМС

  • Поиск по сайту
    Найти: на

     
    НАРОДЫ ДАГЕСТАНА

    НАРОДНОСТИ ЛЕЗГИНСКОЙ ГРУППЫ

    Народы лезгинской группы

     Средневековые арабские историки и географы IX-X вв. Масуди, Истахри и др. образно называли Дагестан «Страной гор», «Страной многоязычия». В мире трудно найти другую такую страну, где на территории в 50 тыс. кв. м. были бы сосредоточены десятки народностей и этнографических групп, говорящих на различных языках и наречиях, имеющих наряду со многими общими чертами и своеобразные особенности в хозяйственном укладе, бытуй культуре.  По языковым и этнографическим особенностям народы Дагестана делятся на следующие группы: аварскую (собственно аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратины, ахвахцы, багулали, чамалали, тиндийцы, дидойцы, хваршины, капучины, хунзалы), даргинскую (собственно даргинцы, кайтагцы и кубачинцы), лезгинскую (собственно лезгины, табасаранцы, рутулы, цахуры и агулы). Остальные народности Дагестана не расчленены лакцы, кумыки, горские евреи. На территории Дагестана издавна живут азербайджанцы, ногайцы, чеченцы, а также русские, армяне, грузины и другие.  На сравнительно небольшой области Лезгинстана проживает пять народностей лезгинской языковой группы. Более компактно народности лезгинской группы расселены в юго-восточной части Южного Дагестана (Агульский, Ахтынский, Касумкентский, Курахский, Магарамкентский, Рутульский, Табасаранский, Хивский и, частично, Дербентский район). На юге они граничат по реке Самур и гребню Главного Кавказского хребта с Азербайджаном, на юго-западе - с Грузией. Часть лезгин, близкие к ним удины и шахдагская группа, в которую входят крызы, будуги, хиналуги размещены в Кубинском, Кусарском, Куткашинском и Конахкендском и других районах Азербайджана.
     Из народностей лезгинской группы самыми многочисленными являются собственно лезгины. Они называют себя «лезгияр» (ед. ч. «лезги»), а язык свой – «лезги чIал». Под названием «лезги» известны они и соседним народам. Азербайджанских лезгин нередко именуют «Къубавийар лезгийар» (кубинские лезгины). По всероссийской переписи 2002 г. в России лезгин проживало - 411535, табасаранцев - 131785, рутулов - 29929, цахуров - 10366, агулов – 28927, удин -3721. С 27 января по 3 февраля 1999 г. была проведена первая постсоветская перепись Азербайджана.Теперь лезгины официально являются вторым по численности народом Азербайджана.По неофициальным данным их более 300 тыс чел.
     Таким образом, в Росии учтено более 615 тыс. чел. представителей народностей лезгинской группы, а вместе с лезгинами, живущими на территории соседнего Азербайджана, - 620 тыс. плюс 257,4 тыс., итого более 980 тыс. человек. Народности лезгинской группы Дагестана расселены в восьми районах. Из них пять преимущественно лезгинские Магарамкентский, Касумкентский, Ахтынский, часть Хивского района и селение Куруш Хасавюртовского района. Остальные лезгины живут и трудятся в городах и рабочих поселках. Табасаранцы размещены в Табасаранском, и частично, в Хивском районе. Рутульцы и цахуры живут вместе в Рутульском районе. 98 тыс. лезгин расселены, в основном, в Кубинском и Кусарском районах Азербайджана, и частично, в Худатском, Хачмасском, Куткашинскоми Исмаиллинском районах.
     Лезгинский язык относится к восточно-горской ветви иберийско-кавказских языков. По территориальному и языковому принципу лезгины разделились на три группы: кюринскую («куьревийар»), ахтынскую («ахцIагьар») в Дагестане и кубинскую («къубавияр»). В Азербайджане представители кюринского диалекта экономически наиболее развиты и многочисленны, вследствие чего термин «кюринцы» в прошлом применялся иногда для обозначения всей лезгинской народности, тогда как кюринцы были только ее частью, занимавшей левобережье Самура и бассейны рек Курахчай и Гюлгери-чай.
    В годы Советской власти на территории бывшего Кюринского округа образованы три района Магарамкентский, Касумкентский, Курахский. Эти районы, и частично, Хивский населяют сейчас носители кюринского диалекта.
    Касумкентский район создан в 1929 г с 15-ю сельсоветами и 59-ю населенными пунктами, из которых наиболее крупные Касумкент (Кьасумхуьр) (районный центр), Ашага-стал (Агъа-СтIал), Юхари-Стал (Вини-СтIал),Орта-Стал (Кьулан-СтIал) Совхоз им. Герейханова, Векеляр(Векьелар), Алкадар (Алкьвадар), Сардаркент (Сардархуьр), Зизик, Нютюг (НуьтIуьгъ), Куркент (Курхуьр), Уллу-Гатаг (Гъетйагъ), Хутарг, Цициг, Цмур. Магарамкентский район образован в 1943 г. В нем 11 сельсоветов и 57 населенных пунктов Районный центр Магарамкент. Села Гильяр, Кабир-Казмаляр (КьепIир-Къазмайар), Картас-Казмаляр (Хъартас-Къазмайар), Мугерган (Муьгъверган), Оружба, Тагирпиркент (ТIегьирхуьр), Кирка-Казмаляр (куркар-Къазмайар), Целягюн (ЦIелегуьн), Юхари-Яраг (Вини-Йарагъ).
     Курахский район сформирован в 1929 г. с 10 сельсоветами и 28 населенными пунктами Из ник крупные Курах (Кьурагъ) (районный центр), Ашар, Икра (КIирийар), Кали р. Кимихюр, Гелкен, Штул (ШтIул).
     В прошлые времена земли, населенные ахтынцами, рутулами и цакурами, делились между тремя так называемыми Самурскими «вольными» обществами («Ахты-пара», «Докуз-пара»», «Алты-пара») после присоединения Дагестана к России земли эти вошли в состав самурского округа Дагестанской области.
     Население с ахтынским диалектом («ахцIагьар») располагается в долине среднего Самура, в настоящее время Ахтынский район РД, образованный также в 1929 г. В нем 14 сельсоветов, населенных пунктов – 28. Наиболее крупные Ахты(АхцIагь) (районный центр), Гра, Джаба, Зрык, Кака, Луткун, Маза, Усур, Фий, Хкем, Хрюк, Ялак.
     Докузпаринский район создан в 1934 г., и до его расформирования в 1963 г. имел 9 сельсоветов 19 населеннык пунктов. Наиболее крупные из ник Усуг-чаи (районный центр), Гапцах (ГьепцIагь), Каладжух, Мака (Макьа), Микрах, Кара-Кюре. При расформировании часть территории отошла к Ахтынскому, часть к Магарамкентскому районам.
     Носители кубинского диалекта («кубавийар лезгийар») населяли правобережье Самура. Ранее кубинские земли входили в состав Кубинского ханства, а после установления русской администрации зачислены в Кубинский уезд Бакинской губернии. В настоящее время кубинские лезгины живут в Кусарском, Кубинском и Худатском районах Азербайджана.
     В целом народы лезгинской группы проживают на территории Южного Дагестана. На севере и северо-западе они граничат с Кайтагским, Лакским, Чародинским и Тляратинским районами, на западе и юго-западе, юге и юго-востоке - с Азербайджаном, на востоке примыкает к Каспийскому морю. Территория лезгинской группы простирается от прикаспийской равнины до зоны снежных вершин, разделяются на прибрежную, предгорную и горную.
     Прибрежная зона расположена на Прикаспийской низменности (дельта рек Самура и Гюлгери-чай) и в восточной части Магарамкентского и Кусарского районов, а также в части лезгинских селений Худатского района. Климат здесь жаркий.
     Предгорная зона, состоящая из равнин и небольших возвышенностей, раскинулась на высоте от 1 до 2-х км над уровнем моря и охватывает Касумкентский район и части Магарамкентского и Кусарского районов. Местность гористая, климат теплый и сухой Лесов мало, преобладают кустарники.
     Горная зона расположена выше 2 км над уровнем моря и занимает суровые хребты из глинистых сланцев. Эта зона включает Курахский, Ахтынский и Рутульский районы. Климат здесь более холодный, чем в предгорье. Склоны гор скудно покрыты кустарниками и травами. Часть территории расположена выше четырех тысяч метров над уровнем мор.я На севере, со стороны Кюринских земель, высится боковой отрог Главного Кавказского хребта, на юге - Базар-Дюзи (4485м) и Рогадан (4018 м), на востоке, со стороны кубинский земель, виден со веек сторон Шах-Даг (4250 н) и его отроги, на западе - Шалбуз-Даг (4150 н), также один из отрогов Главного Кавказского хребта. В высокогорный местах климат холодный, лесов нет. Прекрасные альпийские луга используются летом, как пастбища для многочисленного скота. Земли не пригодны для полеводства, за редким исключением. Горы этой зоны покрываются снегом с сентября месяца. По лезгинской территории протекают реки Самур, Кара-Самур, Ахты-чай, Гюлгери-чай, Кусар-чай, Тагирджал-чай, Кудиал-чай, по табасаранской - Рубас-чай, по агульской - Чирах-чай. Течение рек быстрое и резко меняющее свой уровень в зависимости от времени года и количества осадков. Реки используются для орошения земель на равнине, в предгорье и даже в горной полосе.
     Природно-географические особенности каждой зоны оказывают свое влияние на хозяйственную специализацию. Так, жители Курахского, Хивского, Ахтынского районов в основном животноводы, а жители Касумкентского и Магарамкентского – земледельцы. В Ахтынском, Касумкентском , Магарамкентском районах и у кубинских лезгин большое место в хозяйстве занимает садоводство. Из промыслов у лезгин наиболее развито ковроткачество, обработка шерсти, кож.
    Табасаранцы  Табасаранцы - вторая по численности народность лезгинской языковой группы. Живут они в юго-восточной части республики, в Табасаранском и частично Хивском районах. Табасаранский район образован в 1929 .г, в нем 19 сельсоветов, населенный пунктов – 98. Районный центр – сел. Хучни. Хивский район создан в 1935 г. число сельсоветов - 15, населенный пунктов - 51 из ник 25 табасаранский, остальные лезгинские. Районный центр - сел Хив. Большинство табасаранских сел. раскинулось по долинам рек Дарвага, Рубаса, Чирах-чаяи Карчаг-су. Наиболее крупные села Хив, Хучни, Кандик, Куштиль, Ляхле, Джули, Чере, Межгюль, Кураг, Сиртич, Тинит, Аркит, Дюбек. Соседи табасаранцев на севере - кайтаги (даргинцы), на юге - лезгины, на западе -агулы, на востоке - азербайджанцы, проживающие в районе Дербента. Под влиянием постоянный экономический и этнокультурный связей часть табасаранского населения (селения Дарваг, Ерси, Зиль, Гемейди, Мугарти, Зидьян и другие) утратила свой родной языки говорит на азербайджанском.
     До присоединения Дагестана к России табасаранцы входили в состав княжества табасаранского майсумства, а после в состав Каитаго-Табасаранского округа. Табасаранцы называют себя «табасаран». Местность, в которой они живут, издавна известна в народе как «Табсеран» (таб - вершина, серан -область), что значит «Вершинная область».В литературе упоминается о преднем племенном делении табасаранцев на «гум-гум» и «капган».  Из языков лезгинской группы табасаранский наиболее близок к агульскому. Это один из младописьменных языков. Письменность на нем создана в 1932 г., использовался латинизированный алфавит, а с 1938 г .принят алфавит, созданный на основе русской графики. Языком межплеменного общения для жителей Северного Табасарана (особенно старшего поколения) служит азербайджанский язык, для жителей Южного – лезгинский.
     Основное занятие табасаранцев - земледелие, садоводство, овцеводство. Из кустарных промыслов развито ковроткачество, гончарное дело, резьба по камню и дереву.

    Рутульцы  Рутулы живут в нагорных верховьях реки Самур. Населяют Рутульский район, который образован в 1929 г., число сельсоветов в нем - 15, населенный пунктов –39. В состав района входит 19 селений. Рутулы обосновались и в сел. Хнов Ахтынского района, и в селениях Шин и Кайнар Нухинского района Азербайджана. В этническом и лингвистическом отношении Рутульскии район не однороден. Кроме 19 рутульских селений, в него входят 13 цахурских, четыре лезгинских, два лакских, одно аварское и одно азербайджанское. Рутулы считают себя близкородственным народом с рутулами. Именуют себя «мухадар», от названия главного селения Мухад, которое известно у их соседей азербайджанцев и лезгин как Рутул. Однако общее этническое название – «рутулещ» - упрочилось не везде. Большинство населения осознает свою этническую принадлежность к рутулам .Но представители старшего поколения на вопрос о национальной принадлежности отвечают, что они хновцы из сел. Хнов, или борчинцы из сел. Борча, или шиназцы из Шиназа. Рутулы расселены в долинах рек Ахты-чай, самур и Кара-Самур. Наиболее крупные их селения Рутул (центр), Борч, Хнов, Лучек, Ихрек, Ансар, Мюхрек и другие. Говорят рутулы на языке «михад мез», но в каждом ауле он имеет свои диалекты.
     Рутульский язык бесписьменный, поэтому население пользовалось азербайджанской письменностью. На ней велось преподавание в школе, делопроизводство и печать. С 1953 г обучение в школах ведется на русском языке. Большинство рутульцев свободно разговаривают на лезгинском.
     Курдульский, Оттогайский, Салаватский, Диндинский и другие горные хребты затрудняют сношения между самурскими, ахтычайскими и азербайджанскими рутулами. Немало препятствуют общению и реки. Зима на территории рутулов холодная, лето прохладное с частыми туманами и дождями. Склоны рутульских гор и берега рек покрыты травами и служат хорошими пастбищами. В окрестностях селений Рутул, Шин, Кайнар – леса. Природа Рутульского района величественна и прекрасна, но и сурова. Труднодоступные горы и снежные вершины отгородили друг от друга аулы. В некоторые селения -Хнов, Борч и др. дорога зимой не бывает доступна, и в районный центр люди добираются по трудным охотничьим тропам.  Снежные бураны, обвалы и лавины падающих камней делают эти переходы очень опасными.  Перевалы на зиму закрываются Географические особенности и были причиной крайне слабого экономического и культурного общения между рутульскими селами Хновцы и борчинцы были, например, больше связаны с Нухой, ихрехцы - с Белоканами и Закаталами. Местные особенности несомненно отразились на языке, быте и культуре рутульских аулов.
     Основной род занятий народности - животноводство (разведение овец и коз). Занимаются также земледелием (сеют рожь, пшеницу, просо, горох, выращиваю т картофель). Из промыслов -обработка шерсти.

    Цахуры  Выше рутулов, в верховьях реки Самур, живут цахуры. Они расселены в юго-западной части Рутульского района, в Закатальском, Кахском и Белоканском районах Азербайджана. К востоку от цахуров проживают рутулы и лезгины, с северо-запада - аварцы, с юга- азербайджанские цахуры и азербайджанцы. В Дагестане цахуры расселены в селениях Цахур, Гельнец, Курдул, Миких, Кина, Мишлеш, Дженых, Хиях, Сюгют, Мислях, Корш, Капьял, в Азербайджане - в Агданкаляле, Чинчаре, Сувагиль, Касе, Карквайе, Сапунчик, Алескер, частично в селениях Мухах, Зарна, Мамрух, Лякиткетелу, Гезбарах, Кун, Гюлюк, Закаталы, Тала, Елису и Ках.
     До середины XIX века цахуры находились под властью султана Елисуйского. После ликвидации султанства они вошли в состав России. В советское время, при образовании Азербайджанской и Дагестанской республик, граница между ними прошла по Главному Кавказскому хребту, часть цахуров оказалась в Дагестане, часть в Азербайджане. На цахуров, живущих по ту сторону хребта, стала оказывать сильное влияние азербайджанская культура.
     Район расселения цахуров считается самой труднодоступной и отдаленной частью Южного Дагестана. Территория представляет собой замкнутую горную область. Сообщение с соседями осуществляется только летом через перевал и тропы.
     В этническом отношении цахуры близки к рутулам. Цахуров и рутулов называют еще «ванавац», это общее название жителей верховьев реки Самур. Но это общее этническое название как у рутулов, так и у цахуров прочно не утвердилось. Население цахурских сел чаще именует себя по названию своего аула. Например, жители селения Цахур называют себя «цахигали», «цахи». Рутулы их называют «цахеребир», жители сел Мишлеш – «мишлешели», жители сел Гельмец – «гельмецели», жители сел Курдуль –«курдульцы» и т.д.
     Район отличается и многоязычием. В Кусуре говорят на аварском, в Аракуле -на лакском, в нижнем Катрухе -на азербайджанском. Цахуры имеют свой особый язык «цахибишда мез», который относится к лезгинской группе. Письменности своей цахуры не имеют. В 1934 г была сделана попытка создать цахурскую письменность на основе латинского алфавита, но она не получила распространения.
     Основным видом хозяйства было и остается овцеводство. Земледелие играет подсобную роль. Из ремесел - обработка шерсти, ткачество. Среди цахуров много мастеров -каменщиков, плотников, лудильщиков.

    Агульцы  Агулы, как рутулы и цахуры, небольшая народность лезгинской группы. Занимают агулы в верховьях рек Чирах-чай и Курах-чай четыре глубоких ущелья Магудере, Агулдере, Гушандере, Хпюкдере во внутренней горной зоне юго-восточного Дагестана. Соседи агулов на севере -даргинцы, на северо-востоке - кайтаги, на востоке - табасаранцы, на юге - кюринские лезгины. На юго-западе агулы разобщены с рутулами (мухадами), лаками и лезгинами снежной горой Сарфун. Из-за местных географических условий связь агулов с местными народностями осуществлялась через узкие пешие или конные тропы по склонам малодоступных горных оврагов. В вьюжные зимы сообщение между отдельными селениями прерывалось. Связь агулов с лезгинами, живущими в предгорье, в частности в Касумкенте и Дербенте в прошлом осуществлялась через ущелье Агулдере по узкой и очень опасной тропе, тянущейся 35 км ущелье. Агулдере окружено высокими горами и очень живописно. Обширные луга на склонах способствуют развитию скотоводства - основной отрасли хозяйства. Климат Агульского района - умеренно-прохладный, но горные долины с более мягким климатом удобны для земледелия.
     Еще труднее было жителям ущелья Гушандере - селения в нем разбросаны на высокий и крутых скалистых вершинах. Некоторые из аулов, например Буршаг, находятся на высоте 3 тысяч метров над уровнем моря. Плодородных земель недостаточно. Как и во всей высокогорной полосе Дагестана лесов почти нет, в особенности строительного леса.
     Отсутствие удобных путей сообщения было большим препятствием для общения агулов с другими народами, а, следовательно, для их развития. В дореволюционном прошлом агулы сложили даже легенду «Тоска о дороге», и только в Советское время была прорублена дорога, а в 1936 году проведена автомобильная трасса, сыгравшая значительную роль в жизни агулов. Дорога прошла через «Болшую Магудере», соединив его с остальными селениями.
     В административном отношении Агульский район, созданный в 1934 г., составляет единое целое. Центр района - сел Тпиг, число сельсоветов - 8, населенный пунктов - 19 агульских и 5 даргинских Расстояние до Махачкалы -248 км, до ближайшей жд станции - 96 км Наиболее крупные селения -Тпиг, Рича, Буркихан.
     Бесписьменный агульский язык принадлежит к лезгинской группе яфетических языков. В качестве литературного языка агулы пользовались языком лезгин. На нем с 1930 до 1955 гг. преподавали в школах, печатали газеты, вели делопроизводство.
     Агульский язык распадается на диалекты и наречия Р. Эркерт и А. Дирр различали два диалекта собственно агульский и кошанский. Р. М. Шаумян насчитывал четыре агульский, керенский, кошанский и гекхунский. «Агульский язык, - говорит Шаумян, - по своему строю входит в лезгинскую группу яфетических языков Дагестана, имея общие черты с языками лезгинским, рутульским и табасаранским». На основании сравнительного изучения указанных языков и агульского языка, последний приходится делить на две диалектные группы. В одну группу входят собственно агульский и керенский диалекты, имеющие много общих черт с языками лезгинским, в другую входят гекхунский и кошанский диалекты, которые тяготеют к табасаранскому».
     На наш взгляд, наиболее правильным было бы считать наличие трех диалектов собственно агульского, кере (курахский) и кошанского. Более устойчивым является агульский диалект. Диалект кере (курагский) имеет сильное влияние лезгинского языка, а кошанский близок и сходен с табасаранским языком. Наряду с родным языком, агулы владеют азербайджанским, а в южных и юго-восточных районах еще и лезгинским.
     На территории Азербайджана, кроме кубинских лезгин, живут удины и небольшая шахдагская подгруппа народностей хиналуги, крызы, будуги. Удины, хиналуги, крызы, будуги по языку относятся к лезгинской группе. О шахдагской группе Ю. Д. Дешериев пишет «Будугский и крызский языки близки между собой. В свою очередь эти два языка находятся в близком генетическом родстве с лезгинским языком. Что же касается хиналугского языка, то он, безусловно генетически, принадлежащий к горским иберийско-кавказскин языкам, занимает особое место».
     Кубинские лезгины, удины, хиналуги, крызы, будуги испытывают сильное влияние азербайджанского языка и культуры. Школа, пресса, делопроизводство у этик народностей ведется на азербайджанском языке. Лишь недавно (с 1963 г ) в Кубинском и Кусарском районах в школах с лезгинским контингентом учащихся введен о предметное изучение лезгинского языка. В кусарском районе стала издаваться районная газета на лезгинском языке.
    Удины, хиналуги, крызы, будуги не имеют своей письменности.
    Удины  Удины (утины, уты, уди) - также потомки древних кавказских албанцев, в прошлом многочисленное племя. Живут удины в селениях Нидж Куткашинского района, в районном центре Барташен Азербайджана в селении Октембери Зинобианского района Грузии. Численность удин - 3700 человек (перепись 1959 года.) Удинский язык делится на два диалекта ниджский и варташенский. Вместе с азербайджанцами и грузинами удины трудятся в различных отраслях сельского хозяйства, возделывают пшеницу, кукурузу, виноград, рис, табак. У них развито садоводство и животноводство. Немаловажное значение в хозяйстве имеет шелководство, сбор орехов, каштанов и тд экономические и культурные успехи удин неотделимы от общего подъема жизни Азербайджана и Грузии.
     По переписи 1959 г народности шахдагской группы (хиналуги, крызы, будуги) отнесены к азербайджанцам и не зафиксированы как отдельные народности.
     Хиналуги из сел Хиналуг - одноаульное население в 1540 человек (перепись 1926 г ) название говорит само за себя «кеттитурду»; (сельчане).
     Крызы живут в селениях Крыз, Алик, Джек, Гапут и др. Конахкентского района Азербайджана. Крызов насчитывают 2600 человек. В литературе 20 века жителей ее Джек и Гапут (джеки и гапутлинцы) начали выделять в самостоятельные единицы, но в этническом и языковом отношении они мало чем отличаются от крызов. Будуги проживают в сел. Будут, Дели, Гая и в ряде мелких поселков, сами они называют себя «будуубер», численность 2000 человек.   Хиналуг, Крыз, Будуг - самые высокогорные селения на Кавказе. Главное богатство этик мест - альпийские пастбища. Основное занятие жителей -отгонное скотоводство. Колхозы располагают многочисленными стадами коров. Земледелие -второстепенное занятие (небольшие посевы пшеницы и ячменя не имеют решающего значения). Недостаток пахотных земель обусловливает устройство на склонах гор террасовых полей и садов. Из ремесел развито производство ковров и паласов, обработка шерсти.
     К лезгинской группе относят еще и язык арчинцев. Арчинцы -небольшая этническая группа, по данным переписи 1926 г в ней 854 человек. По переписи 1959 г арчинцы причислены к аварцам. Живут они в Чародинском районе, сел Цуриб, в верховьях реки Арчи-чай, правом притоке Гунибского Койсу. Основная хозяйственная деятельность арчинцев - овцеводство. «арчинский язык, считает Е А Бокарев, - по словарному составу и грамматическому строю должен быть отнесен к лезгинской группе, хотя вследствие своей территориальной особенности от других лезгинских языков, в нем много своеобразный черт. На арчинской язык большое влияние оказали соседние языки лакский и особенно аварский».
     Небольшое число представителей народностей лезгинской группы живет и трудится в городах и рабочих поселках. Общая численность лезгинской группы составляет около 160 тысяч или 20% всего населения республики. Населенных пунктов в группе – 394. Из низ поселений лезгин - 215, табасаранцев - 125, рутулов - 20,агулов - 21, цахуров - 13   Из всей группы народностей только лезгины (с 1928 г) и табасаранцы (с 1932 г) имеют свою письменность.
     Азербайджанский язык издавна распространен по всему Южному Дагестану. Глубоко он проник и в житейский обиход народностей лезгинской группы. Все они, в большей или меньшей степени, владеют этим языком. Свободно им пользуются кубинские лезгины и представители шахдагской подгруппы. Для лезгин-азербайджанцев он стал главным языком. На нем обучаются дети. Отсюда и двуязычие .А некоторые народности знают по 3 и 4 языка. Рутулы и цахуры, например, помимо родных языков владеют азербайджанским, лезгинским и русским.
     За годы Советской власти русский язык получил самое широкое распространение У рутулов, цахуров и агулов он стал языком школы и делопроизводства. На родных языках лезгины и табасаранцы обучают своих детей только в начальных классах школы, а с 5-го класса преподавание ведется уже на русском языке.

     

    ©2005 S t a l v i
    Hosted by uCoz