Информационно-развлекательный сайт  
Dagestanskij.narod.ru
Информационно-развлекательный сайт
dagestanskij.narod.ru

 Главная  Форум  Гостевая  Чат  MP3


МЕНЮ
  • ГЛАВНАЯ
  • ФОРУМ
  • ГОСТЕВАЯ
  • НОВОСТИ
  • АУДИО
  • ВИДЕО
  • ФОТО
  • ЗАКАЧАТЬ
  • ДОБАВИТЬ
  • КАТАЛОГ
  • БИБЛИОТЕКА
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

  • ДАГЕСТАН
  • ИСТОРИЯ
  • КУЛЬТУРА
  • ЛИТЕРАТУРА
  • РЕЛИГИЯ
  • НАРОДЫ
  • ЯЗЫК
  • ГОРОДА И СЕЛА

  • РАЗНОЕ
  • СОФТ
  • СКРИПТЫ
  • WEB-МАСТЕРУ
  • МОБИЛЬНИК
  • ОТПРАВИТЬ СМС

  • Поиск по сайту
    Найти: на

     
    НАРОДЫ ДАГЕСТАНА

    ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ

    Цезы

       Цезские народы, группа народов в России в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая численность (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских языков. Родственны аварцам, в составе которых учитывались в переписях населения СССР (кроме переписи 1926).
     Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - грузинским языком. Письменность на аварском языке. Верующие - мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются в 1-2 вв. как дидуры (дидойцы). С 15 в. начинается активная исла-мизация Цезских народов, связанная с усилением экспансии аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд самостоятельных союзов сельских обществ.
     Процесс исламизапии завершился к концу 18 в. В сер. 1940-х гг. значительное число семей Цезских народов было принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58 им было разрешено вернуться на исконные места. Высшим закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). Исполнительная и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиционные виды хозяйствава - отгонное скотоводство, земледелие, ремeсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растeт товарное производство.
     Преобладала малая семья. Большое значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джамаате могло быть от 2-3 до 7-8 тухумов (часто родственных между собой). Главы тухумов представляли интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его пределах был предпочтителен выбор брачных партнeров. В семьях господствовали патриархальные отношения.
     Селения располагались по склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение, как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные.
     Муж. одежда однотипна с одеждой других народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, туникообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространeнный тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простeганной шерстяной подошвой и загнутыми носками.
     Женщины носили рубахи (тупикообразного покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, скроенные из двух полотнищ, на вздeржке, меховые шубы, платки и шали. Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту: небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся но спине до пояса.
     Основными продуктами питания были мука, крупы, толокно, сушeное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепeшки, несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо потреблялось чаще всего варeным, с хипкалом, иногда жареным; готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, зеленью и др.
     Календарные праздники: день первой борозды, день встречи зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и др.
    Обновлено 23.11.03 561 раз посещено

     

    ©2005 S t a l v i
    Hosted by uCoz