Информационно-развлекательный сайт  
Dagestanskij.narod.ru
Информационно-развлекательный сайт
dagestanskij.narod.ru

 Главная  Форум  Гостевая  Чат  MP3


МЕНЮ
  • ГЛАВНАЯ
  • ФОРУМ
  • ГОСТЕВАЯ
  • НОВОСТИ
  • АУДИО
  • ВИДЕО
  • ФОТО
  • ЗАКАЧАТЬ
  • ДОБАВИТЬ
  • КАТАЛОГ
  • БИБЛИОТЕКА
  • ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

  • ДАГЕСТАН
  • ИСТОРИЯ
  • КУЛЬТУРА
  • ЛИТЕРАТУРА
  • РЕЛИГИЯ
  • НАРОДЫ
  • ЯЗЫК
  • ГОРОДА И СЕЛА

  • РАЗНОЕ
  • СОФТ
  • СКРИПТЫ
  • WEB-МАСТЕРУ
  • МОБИЛЬНИК
  • ОТПРАВИТЬ СМС

  • Поиск по сайту
    Найти: на

     
    ИСТОРИЯ

    Гаджимурадов И.Ф.

    Разгадка тайны библейского потопа

    Разгадка тайны библейского потопа

    Регион высокогорного озера Ван в Восточной Турции - родина древнейших мифологических и религиозных сюжетов человечества.
     Библейский Потоп - миф или доисторическая реальность? Этот вопрос не дает покоя исследователям самого разного происхождения на протяжении последних столетий. Где только ни искали следы этого катастрофического наводнения - в низовьях Тигра и Евфрата, где археологам удалось обнаружить свидетельства разрушительных паводков, или в бассейне Черного моря, которое по версии двух американских геологов ранее было пресноводным водоемом, затопленным водами Средиземного моря, - это только две версии многочисленных, порой фантастических объяснений природы древней катастрофы.
     В совершенно новом свете предстают сказания о Потопе, если обратиться к геологической истории молодого вулканического региона в бассейне озера Ван. Работая на стыке разных научных дисциплин, нам удалось выявить чрезвычайно интересные параллели между вулканическими особенностями этого региона и мифическими, а также религиозными представлениями древнейших жителей Передней Азии, которые отразились в сохранившихся клинописных текстах и святых книгах иудеев, христиан и мусульман. При сравнительном анализе мифологических систем Древнего Востока (в первую очередь Древней Анатолии - хуррито-хеттские мифы) и Кавказа выяснилось, что в них содержатся характерные сюжеты, повествующие о бунте порожденных горой демонов против небожителей, противостоянии бога-громовержца и огнедышашей змеи, рождении мятежного героя из камня и наказании греховного человечества катастрофическим наводнением.
     Соответствующая научная работа 'Die vulkanische Urheimat der altanatolischen Sukzessions- und Steingeburtsmythen' ('Вулканическая прародина древнеанатолийских мифов о смене поколений богов и рождении из камня'/И.Гаджимурадов) выходит в 2004 году в Берлине во втором выпуске журнала 'Altorientalische Forschungen' ('Древневосточные исследования'). Результаты исследований свидетельствуют о том, что ряд важных специфических сюжетов из мифов Древней Анатолии и Месопотамии, а также из Библейского и Коранического повествований, имеет вулканическую природу, а зарождение соответствующих сказаний локализуется в бассейне озера Ван.
     В высокогорной долине этого озера, расположенного на высоте 1648 м над уровнем моря и окруженного со всех сторон горными хребтами, следует искать следы легендарного райского сада (др.-евр. Эден, араб. ?Адн), основой необычайного плодородия которого был пепел, выброшенный в атмосферу при извержениях соседних с озером Ван вулканов Немрут и Сюпхан и осевший в огромной котловине озера. Поистине 'райские условия' объяснялись здесь среди прочего также обилием пресной воды из множества рек, стекающих сюда с окрестных гор, а также общее потепление климата после окончания последнего ледникового периода (начиная с X тыс. до н.э.). Именно сочетание обилия живительной влаги с превосходной почвой, удобренной вулканическим пеплом, создало в этом 'природном парнике' чрезвычайно благоприятные условия для буйного расцвета флоры, что и нашло отражение в Ветхозаветном тексте ('...И произрастил Господь из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая и дерево познания добра и зла...'). Здесь следует оговориться, что современные природные условия в Восточной Анатолии вследствие изменения местного климата не соответствуют этому доисторическому изобилию.
     'Отгороженный сад' (именно так переводится с древнеиранского бытующее в европейских языках наименование райского сада - англ. paradise, нем. Paradies) в огромной, укрытой со всех сторон от внешнего мира плодоносной высокогорной долине, - во всей Передней Азии нет второго подобного региона, который по своему географическому положению и особенностям вулканического ландшафта столь точно соответствовал бы сюжетам, описанным в различных источниках. Следует ли понимать сказание о 'Всемирном Потопе' буквально или в Ветхом Завете имелось в виду лишь локальное событие - катастрофическое наводнение в стране, именуемой Эден? Ведь в соответствии с апокрифическими текстами (т.е. писаниями, не вошедшими в Библейский канон), Потоп уничтожил именно райский сад (т.е. местность Эден). Топонимы, созвучные с именем 'Эден', известны с древнейших времен и локализуются недалеко от озера Ван (Бит-Адини, Отена, Этиуни и т.д.). Сам характер Ветхозаветного повествования дает основания для предположения, что его автор обладал географическими познаниями о регионе, где имели место соответствующие события. Одним из многочисленных свидетельств, позволяющих локализовать древнюю катастрофу в области озера Ван, является упоминание в Книге Бытия 'Араратских гор', к которым пристал после Потопа Ноев Ковчег. Этот неверно истолкованный отрывок Библейского текста был и остается до сих пор одним из наиболее важных 'ориентиров' для инициаторов многочисленных экспедиций, поставивших себе целью найти остатки Ноевого Ковчега на вершине потухшего вулкана Арарат. В древнееврейском варианте Библии говорится при этом о стране r-r-t (в графике семитских языков краткие гласные звуки не пишутся), так что данное место в тексте можно прочесть как Арарат/Уруарти/Урарту и т.д.. Достаточно обычной внимательности и даже поверхностного знакомства с историей Древнего Мира, чтобы распознать совершенно четкое указание на территорию древнего государства Урарту в горах Восточной Анатолии, первые письменные упоминания о котором приходятся приблизительно на время, когда на древнееврейском языке были записаны основные сюжеты Ветхого Завета (начало I тыс. до н.э.). Остатки цитадели древней столицы Урарту - города Тушпы - сохранились до наших дней на восточном берегу озера Ван. Сомнения по поводу тождественности Библейского топонима 'Арарат' и наименования древнего государства союза горских народов, расположенного в области озера Ван, рассеиваются после ознакомления с 4-ой книгой Царств (19:37), в которой говорится о 'земле Араратской'. Кроме того, в писании пророка Иеремии имеется конкретное указание на 'царство Араратское', т.е. на страну Урарту (Иеремия, 51:27).
     В древнейшем из дошедших до нас вариантов сюжета о потопе - в шумерском эпосе о герое Гильгамеше - представитель рода человеческого спасается на горе Нисир, в сирийском варианте легенды говорится о горе Кардос, а в Коране по этому поводу упоминается гора Джуди. Если верно, что катастрофическое наводнение имело место именно в бассейне озера Ван, то следы Ноевого Ковчега следовало бы искать не на склонах далекого Арарата, а на одной из высоких гор, расположенных в непосредственной близости от берегов этого озера - например, на горе Чатыр-Даг, возвышающейся у его юго-восточной оконечности (другое название горы - Артос). Перенос Библейского наименования Арарат (Урарту) на потухший вулкан является результатом исторической ошибки (в науке этот феномен называется 'народная этимология'), ответственность за которую в первую очередь несут христианские миссионеры, которые трактовали Библейский текст буквально и предполагали, что представители рода людского после 'Всемирного Потопа' могли спастись лишь на самой высокой точке Передней Азии - на вершине Арарата (арм. Масис).
     Восточная Анатолия и, в особенности, район озера Ван, по причинам в первую очередь политического характера, является в археологическом и геологическом отношении малоизученным регионом (во всяком случае, здесь пока не обнаружено поселений доурартского времени). С тех пор, как силами международной экспедиции в 1974 году во время исследовательских буровых работ со дна озера Ван (максимальная глубина достигает здесь 451 м.) были подняты первые керны, появилась возможность восстановить историю этого высокогорного водоема. В результате последовавших в 1989 и 1990 годах буровых работ немецких геологов выяснилось, что озеро Ван 15000 лет назад почти полностью пересохло и только начиная с середины 13-го тыс. до н.э. начало вновь заполняться водой. Исследования добытых со дна озера кернов показали, что и в более позднее время, в особенности в послеледниковый период (голоцен - начиная с 10-го тыс. до н.э.), уровень озера был подвержен сильным (в несколько сот метров) колебаниям. Причину этого большинство специалистов видит в климатических изменениях, которые отражаются на водном балансе закрытых бассейнов, хотя не исключается и влияние морфологических (тектонических) факторов.
     Особо интересным фактом, проливающим свет на активную тектоническую историю региона, а также подтверждающим предположения о вулканической 'предыстории' Библейского сказания о райском саде, являются обнаруженные в кернах слои вулканического пепла (начиная с 10-го тыс. до н.э.). Эти 'индикаторы вулканизма', чередующиеся со слоями отложенных в озере осадков, позволяют с высокой точностью датировать моменты особой активности 'огненных гор'.
     Несмотря на то, что нынешнее озеро Ван считается бессточным, гидрогеологи единодушно отмечают имевшийся в далеком прошлом сток из бассейна озера по узкому проходу в его восточной оконечности (у подножия вулкана Немрут) в сторону притоков Тигра и Евфрата.
     Именно извержение этого молодого вулкана, который турецкие геологи считают действующим и поныне, могло перекрыть указанный водосток и вызвать наводнение катастрофических масштабов. Густонаселенная долина озера, уровень которого на этом историческом этапе был на 200 м. ниже нынешнего, быстро заполнилась водой подобно ванне с запертым трапом.
     Сопровождающееся выбросом в атмосферу огромного количества пепла, пара и пыли извержение вулкана вызвало также затмение и ливневые дожди - характерные эпизоды повествования о потопе, известные из различных источников. О вулканическом характере Потопа свидетельствует также упоминание в Коране 'кипящей печи' (т.е. вулкана) непосредственно перед повествованием о наводнении. Другим важным моментом, подтверждающим эту теорию, является рассказ в Коране о стране Саба, которую уничтожило сильное наводнение, причем, потоп назван здесь сейл-ул-арим (сура 34,16), т.е. 'наводнение преграды' (другой вариант перевода 'потоп запруды').
     Катастрофический подъем уровня воды в Ванской долине в конце VII тыс. до н.э., который трудно объяснить одними климатическими изменениями в регионе, мог стать следствием этой 'запруды', образованной языками лавы, сползшими с вулкана Немрут. Очень важным свидетельством, проясняющим гидрогеологические условия региона до образования этой естественной преграды, является Библейское описание реки, текущей по райскому саду, которая на выходе из последнего разделяется на четыре рукава. Две из перечисленных здесь четырех водных артерий (Идеккель и Фрат) тождественны рекам Тигр и Евфрат, так что предположение о том, что автор библейского текста был знаком с древней историей описываемого им региона, основывается на неопровержимых геологических данных. Евфрат и Тигр и поныне питаются источниками, которые локализуются в непосредственной близости от бассейна озера Ван. Со сказаниями из доисторических времен были знакомы и древние греки, которые упоминают в исторических документах особенность рек в районе озера Ван: они протекали здесь в прошлом сквозь озеро с востока на запад и, пройдя часть пути под землей, вытекали на другой стороне гор, ограждающих Ванскую долину. Эти данные могут свидетельствовать о временах, когда уровень озера был значительно ниже современного и течение рек через озеро и сток у западного его окончания можно было наблюдать воочию.
     Достоверность описанного в Ветхом Завете сюжета 'Всемирного Потопа' не может подвергаться сомнению, так как речь могла идти о локальном катастрофическом наводнении, уничтожившем особую цивилизацию, расположенную в благодатном анклаве, отгороженном от остального, в культурном отношении более отсталого, мира хребтами высоких гор. Версия о локальном характере катастрофического наводнения находит свое подтверждение в Коране, в соответствии с которым Потоп был наказанием народа патриарха Ноя, а не событием мирового масштаба. Спасшийся от 'божьей кары' Ной (араб. Нух) положил начало новому поколению, которое расселилось по всему Древнему Миру, неся с собой древние религиозные верования, навыки земледелия и ремесел, а также воспоминания о страшной катастрофе, постигшей предков в ставшей со временем мифической прародине. Этим отчасти и объясняется тот факт, что легенды о Потопе известны в разных вариациях у многих народов мира. Для того чтобы начать новую жизнь, спасенным сородичам Ноя были нужны семена культурных растений и домашние животные - именно пары этих необходимых в хозяйстве 'тварей' имеются в виду в Ветхом Завете. Очевидной является поэтому техническая осуществимость проекта постройки соответствующего судна и спасения на нем нескольких семей со своим скарбом и домашними животными.
     Однако, насколько правдоподобно предположение о том, что сказания, основывающиеся на природных явлениях доисторических времен, могут передаваться из поколения в поколение на протяжении тысячелетий без письменной фиксации - ведь история письменности насчитывает лишь 5000 лет. В наш техногенный век трудно себе представить, что нашим предкам в далеком прошлом все-таки удалось сохранить воспоминания о глубокой древности, передавая сведения из уст в уста. Ярким примером 'оральной' (т.е. устной) поэзии являются предания кавказских народов, которые во многом перекликаются с сюжетами древнеанатолийских мифов, дошедших до нас в виде клинописных хуррито-хеттских текстов второй половины XIV вв. до н.э.. Одним из главных феноменов, характерных для мифов Древней Анатолии и Кавказа, является чудесное рождение мятежного героя (из камня или горы), который восстает против бога-громовержца и, не устояв перед натиском небожителя, падает в подземелье (пещеру и т.д.). Целый ряд специфических деталей повествования позволяет утверждать, что основой большинства сюжетов являются природные явления вулканического характера, которые локализуются в районе озера Ван.
     Самая древняя, дошедшая до нас в клинописных текстах на хурритском и хеттском языках, версия легенды повествует о рожденном горой каменном гиганте Улликумми, который восстает против владычества верховного бога Тешуба. Борьба этих двух антагонистических образов, ставшая классическим сюжетом, отраженным в более поздних мифах многих народов как противостояние огнедышащей змеи (многоголового дракона) и эпического героя, идет с переменным успехом, пока вооруженному молнией богу-громовержцу не удается повергнуть каменного колосса. Вулканическая 'подоплека' борьбы хурритского бога-громовержца Тешуба против Улликумми (другой вариант имени - змея Иллуянка), Мардука против змеи Тиамат у вавилонян, Зевса против змеи Тифон у греков, Яхве против змеи Левиафан у евреев, Зигфрида против мифического 'червя' у германцев, Добрыни Никитича против Змея-Горыныча у русских, Шарвили против змеи Мармари у лезгин и т.д. не вызывает сомнений. В исконном хурритско-хеттском варианте легенды подробно описывается сюжет 'бунта' каменного гиганта, который угрожающе воздымается из вод мифического моря (озеро Ван). Особенно характерны места в легенде, где повествуется о невероятных темпах роста рожденного горой демона, - мотив, известный из мифов многих народов мира (ср. русс. 'рос не по дням, а по часам'), в котором безошибочно узнается растущий на вершине вулкана конус.
     Вооруженный чудодейственным копьем или мечом (т.е. молнией) бог-громовержец вступает в схватку с хтоническими силами (чаще огнедышащими змеями - порождениями вулканов), которые восстают из преисподней, чтобы свергнуть 'доброго' небожителя, но терпят поражение и проваливаются в 'тартарары', т.е. в подземный мир. Результаты исследований многих геологов в районе озера, а также их сопоставление с текстами древнеанатолийских мифов позволяет заключить, что речь здесь могла идти о молодом вулкане Немруд у западной оконечнести озера Ван, пик вулканического конуса которого в древности провалился в образовавшийся вследствие взрыва огромный кратер (более 8 км в диаметре). Имеются многочисленные свидетельства того, что кратеры ранее активных вулканов считались в древности входом в преисподнюю. Можно предположить, что впечатления от катастрофических извержений вулканов, повлекших за собой в давние времена многочисленные жертвы, лежат в основе религиозных представлений о вечном огне в подземном мире и о наказании огнем грешников в преисподней. Характерный ритуал посыпания головы пеплом и золой при оплакивании погибших родственников, который распространен у женщин на Кавказе и в Закавказье, также был, по всей вероятности, изначально адресован жертвам вулканических катастроф.
     Отождествление рожденного горой каменного исполина с огнедышашей змеей или драконом в древних мифах объясняется тем, что оба этих демона близкородственны по своей вулканической природе: как Улликумми, так и змея являются мифическим отображением наблюдений за изливающейся из кратера вулкана лавой. Причем, огненные 'наросты' (остыв, они превращаются в камень) над вершиной вулкана образуются в случае вязких лав, и, наоборот, при низкой вязкости лавы, она довольно быстро стекает вниз по склону горы, разветвляясь на множество потоков, чем и объясняется мифический образ многоголового огнедышащего дракона. Само латинское слово вулкан, заимствованное древними римлянами из языка этрусков (велхану), которых считают пришельцами из Малой Азии, можно увязать с именем хурритского демона вулканического происхождения Улликумми (ср. образ великанов из русских былин).
     Характерные мотивы, о которых говорилось выше, четко прослеживаются в большинстве древнеанатолийских и кавказских мифов. Широко распространенный в устном народном творчестве кавказцев сюжет окаменения героя также можно объяснить вулканической природой прародины кавказоязычных народов.
      Соответствия специфических образов и наиболее характерных моментов повествования между древнеанатолийскими и кавказскими мифами (нартовские сказания, грузинский цикл об Амирани, лезгинский эпос о богатыре Шарвили и т.д.) свидетельствуют не о механической передаче известных в древности сюжетов на Кавказ, а о более глубоких и тесных генетических связях населения горных регионов Передней Азии и Кавказа, что подтверждается данными археологии, антропологии, а также утверждениями лингвистов о родственных связях между древнеанатолийскими и современными северокавказскими языками. При детальном сравнительном анализе лексики выясняется, что реликты имен мифических образов хурритско-хеттских мифов до сих пор сохранились в кавказских языках. Так, в основе имени хурритского бога-громовержца Тешуба (урартское соответствие - Тай-шеба, у хеттов это имя было известно в варианте Те-лепину) лежит протосеверовосточно-кавказское caj-lapan (ср. лезг. цIай-лапан 'молния') с исконным значением 'огонь' + 'отблеск, зарево', т.е. 'молния' - основное оружие бога-громовержца. Название известного у абхазов, карачаевцев, осетин и т.д. ритуального танца вокруг убитого молнией человека - чаупар, чоппа, циппай - также является рефлексом древнего имени бога-громовержца хурритов и хеттов (ср. также таб. цIайлапан, агул. цIяйалпан, рут. цIайалпан, крыз. лепан, дарг. диал. цIалип, лак. цIупар 'молния', сюда же относится, вероятно, и адыг. шибле 'молния; имя бога-громовержца'). В лезгинской мифологии имя соответствующего бога сохранилось в варианте Алпан/Лепан - с утерей составляющей цIай, ср. вун Алпанди цIаю ягъуй 'да поразит тебя огонь Алпана', т.е. молния. Очевидным является также то обстоятельство, что, вследствие отсутствия (утери?) своей древней письменной традиции, соответствующие кавказские сказания пережили тысячелетия лишь в устной эпической форме. Имя бога-громовержца, распространенное в среде кавказоязычных народов с древнейших времен, лежит также в основе наименования античного государства Кавказская Албания - современнике древней Армении и Иберии, а также кавказского этнонима албан, отмеченного в древних источниках.
     Характерные сюжеты борьбы разных поколений богов, катастрофического наводнения и т.д. могли возникнуть только в регионе молодого вулканизма Восточной Анатолии и Закавказья и лишь отсюда, подобно великим рекам Тигру и Евфрату, 'разлились' по Месопотамии, которая до сих пор считалась родиной соответствующих мифов. В соответствии с выдвинутой теорией именно на исторической территории античного государства Урарту - в районе озера Ван и на его дне, следует искать следы исчезнувших древнейших цивилизаций, память о которых сохранилась в эпических сказаниях и религиозных представлениях разных народов, известных нам с детства. Воспоминания, связанные с Потопом, сохранилось в памяти многих кавказских народов, в мифологии большинства из которых отмечены очень схожие сюжеты о наказании предков за их непочтительность по отношению к богу.
     В заключении можно сообщить о следующем: летом 2005 года намечена экспедиция к берегам озера Ван с участием геолога из Гамбурга д-ра Г. Ландмана и турецких специалистов из университета города Ван. Др. Ландман, докторская диссертация которого была посвящена геологическим особенностям и реконструкции истории озера Ван, намечает использовать специальную камеру для ведения глубоководных съемок, которая будет предоставлена в распоряжение участников экспедиции Техническим Университетом города Дармштадт в Германии.
      Одной из целей данной статьи является привлечение внимания к данному чрезвычайно интересному и перспективному проекту потенциальных спонсоров, желающих участвовать в финансировании поисков остатков древних поселений и культовых сооружений на дне озера Ван. Организаторы экспедиции рассчитывают на то, что несмотря на многометровые слои осадков, отложившихся за прошедшие тысячелетия, с помощью специальных радаров, сейсмической и видео-аппаратуры на дне озера Ван можно выявить контуры искусственных сооружений - террасы, каналы, крупные культовые строения и т.д.. Лиц, заинтересованных в проекте, просим обращаться по указанному ниже адресу.

     И.Гаджимурадов, Бонн/Германия. Gadjimuradov@t-online.de

     Сокращения наименований языков, использованные в статье. Агул. - агульский, адыг. - адыгейский, англ. - английский, араб. - арабский, арм. - армянский, дарг. - даргинский, диал. - слово, встречающееся в отдельном диалекте, др.-евр. - древнееврейский, крыз. - крызский, лак. - лакский, лезг. - лезгинский, нем. - немецкий, русс. - русский, рут. - рутульский, таб. - табасаранский.

     

    ©2005 S t a l v i
    Hosted by uCoz